У истоков строительства храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцево

Рассказывает настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском протоиерей Иоанн Чураков.

– Скажите, как возникла у о. Владимира (Зорина) идея построить на этом месте храм, и знали ли Вы о. Владимира раньше?

– О. Владимир прописан в этом районе, долгие годы служит в храме Преображения Господня в Переделкино. Я тоже имею отношение к этому микрорайону с самого детства. Я родился в Москве и вырос на Динамо, это городок художников, замечательное такое место старой Москвы, но лето всегда проводил в городке писателей в Переделкино, потому что там располагалась дача моей бабушки, а в Солнцево у нее была квартира. Переделкинский храм с детства посещал с родителями, и о. Владимира я помню, как только он туда пришел. Это было в середине 80-ых годов. Все эти годы, уже около 30-ти лет, он настоятель этого храма. Надо сказать, что о. Владимир стоял у истоков самой идеи, чтобы здесь был храм, потому что это огромный микрорайон, около 90 тыс. населения, а храма нет. Притом тут и исторически не было храма. Орлово – это было село. А деревня с неблагозвучным названием Суково, которая здесь была, никакого храма не имела. Когда в 60-е годы этот микрорайон возник как город Солнцево, никто и подумать не мог, что здесь может быть храм, да еще таких размеров. Но жизнь идет вперед, время диктует свое, и потребность в храме для местных жителей становилась все более ощутимой с начала 90-х годов.

За четверть века батюшка, как говорится, оброс людьми, административными связями, отношениями с местной властью, с людьми, которые имеют вес в плане бизнеса, ведущими предпринимателями округа. Они и были вместе с ним начинателями, потому что в одиночку такой проект было бы просто невозможно осуществить, тут нужны совместные усилия единомышленников. Инвестировать в храм – это не гостиницы или торгово-развлекательные комплексы строить, тут у инициаторов не может быть иллюзий, что это экономически прибыльно и обернется новыми активами и земными приобретениями.

Многие о храме думали, но шагов не предпринимали, как-то все откладывалось на потом. Знаете, как говорят: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Пока явственного сигнала, что дальше ждать нельзя, не последовало, все чего-то откладывали. Какой это был сигнал? На это самое место, на котором стоит сейчас храм, претендовала община евангельских христиан-баптистов – Ассамблея Бога. Они долгое время собирались в кинотеатре «Солнцево» на свои собрания, арендовали его зал, а потом захотели иметь свое собственное здание. Была договоренность на это место рядом с кинотеатром с местной Управой, а, может быть, они успели его уже и выкупить. Баптисты рассчитывали стать  духовным центром всей этой округи, а место ведь это стратегическое: и районная администрация рядом, и кинотеатр, и центральный воинский мемориал, и пруд с парком. И вот когда уже это стало фактом, люди, которые что-то могли предпринять, зашевелились, начались переговоры, попытки изменить ситуацию. В результате пришлось баптистам взамен этого места отдать Клуб строителей на ул. Щорса, в котором они и до сих пор проводят свои собрания.

Надо сказать, что кинотеатр Солнцево в 90-ые был не единственным местом протестантских собраний в микрорайоне. Как говорится, «свято место пусто не бывает» – если нет возможности удовлетворять духовный голод из чистых источников, люди находят другие возможности, пусть и не всегда безвредные. С 96-ого года я жил в районе Солнцево, уже будучи священником, и помню эту картину, когда мы гуляли с детьми. Небольшой подвальчик на улице Главмосстроя, в котором проводится какое-то протестантское собрание, и в него идут бабушки с клюшками в платочках, как на православную службу. После всего семидесятилетнего безбожия обвинять людей, призванных к христианской вере через православное Крещение, в духовной всеядности сложно… но, тем не менее, видеть этих пожилых русских женщин, собирающихся у протестантов, было больно.

Поэтому когда все-таки Господь благословил, и идея строительства храма стала осуществляться хотя бы на бумаге – разработкой проекта – это было уже большой радостью для православных жителей Солнцева. А осенью 7 октября в канун осенней памяти преп. Сергия Радонежского с участием архиепископа Орехово-Зуевского Алексия поставили закладной крест и стали совершать молебны по воскресениям. О.Владимир сначала служил молебны сам, но у него была очень большая нагрузка и по своему храму, и по патриаршей резиденции, а тут еще и здоровье его подвело – он простудился и заболел воспалением легких. Но бабушки не могли все это так оставить – они стали собираться самостоятельно. Всю зиму они приходили, читали акафист преп. Сергию мирским чином.

– А почему храм назвали в честь преподобного Сергия Радонежского?

– Хорошо бы было поговорить вам с о. Владимиром (Зориным), взять у него интервью. Потому что это его идея – назвать храм в честь преподобного Сергия, он стоял у истоков и очень много сделал для того, чтобы это здание церкви было воздвигнуто. Как я понимаю, преп. Сергий стал небесным покровителем для этого храма, во-первых, потому что он для всей России – игумен земли Русской, и особенно для тех, кто учился в семинарии и был пострижеником и монахом в братии Троице-Сергиевой Лавры. Среди них и отец Владимир (Зорин). Для них преп. Сергий – авва, духовник, игумен по жизни; во-вторых, наверно, потому, что главный спонсор этого проекта был Сергей Анатольевич Михайлов. Есть такая традиция, когда название храма дается по пожеланию того человека, который является главным меценатом. Так часто было в дореволюционной Российской истории храмоздательства. В современной жизни такое тоже не редкость. В старом Переделкино уже действует недавно освященный храм Игоря Черниговского. Главный спонсор и строитель этого храма – Игорь Нальвольт, президент Балтийской строительной компании. И в честь его небесного покровителя по благословению покойного Святейшего Патриарха Алексия было принято решение построить в патриаршей резиденции храм благоверного князя Игоря Черниговского. Так же, наверное, и здесь, но оговорюсь, что это мои догадки, и лучше спросить об этом непосредственно у о. Владимира.

– Как Вы стали участником возведения храма?

Начало моего участия в жизни этого прихода было связано с тем, что я узнал о собраниях прихожан по воскресеньям у закладного креста без священника.  Жил я уже к тому времени в Толстопальцево,  тоже по Киевскому железнодорожному направлению, служил долгие годы в храме Святой Троицы в Коньково, занимался референтской работой в Московской Патриархии у Преосвященного Александра (Агрикова), епископа Дмитровского (теперь митрополита Брянского). В воскресный день 13 мая 2007 г. я решил подъехать и поучаствовать в их молитве. Мне дата эта запомнилась, потому что это день рождения епископа Дмитровского Александра. Бабушки были рады, что священник готов с ними помолиться. У меня была епитрахиль и поручи. Я прочитал с ними акафист преп. Сергию Радонежскому, краткий молебен совершили без водосвятия. После этого на своем рабочем месте, в резиденции в Чистом переулке, я рассказал владыке Александру, что бабушки в Солнцево собираются уже несколько месяцев без священника. Владыка благословил обратиться к благочинному протоиерею Георгию Студенову, чтобы с ним согласовать возможность служить там молебны… О. Георгий сказал, что официально такую нагрузку мне не дадут, но, если есть желание
приезжать, можно по возможности служить там молебны.

После этого я поехал в Троице-Сергиеву Лавру, купил аналойную икону Преподобного Сергия в киоте, выполненную в технике шелкографии, попросил служащего монаха у мощей приложить ее к раке. Перед этой иконой первые годы молебны и служили. Каждое воскресенье мы собирались на этой полянке около креста, сейчас его перенесли, а тогда он стоял в другом несколько месте. На разножке икона, на другой – крест и Евангелие, водосвятная чаша на столике, и собранные записки. Так как это было уже лето, то люди приходили туда загорать. Наблюдалась такая картина: на полянке вокруг пруда и березок расслабленные люди лежат, на солнышке греются, а у закладного креста – группа верующих в платочках молится. Иногда музыка, которую включали отдыхающие, нас отвлекала, но, по большому счету, мы друг другу не мешали.  Потом, когда стало холодать, мы собирались в строительном вагончике. Литографические иконочки были расклеены по стенам, электрический обогреватель; здесь и совершали богослужение. Я с собой привозил певчих из храма, и тех, кто мог помочь на богослужении в качестве пономаря. Иногда мы приезжали на нескольких машинах. Это были прихожане храма в Коньково, в котором я тогда служил. Местные бабушки после молебнов всегда накрывали для нас стол, угощали горячим травяным чаем, булочками, сладостями. С любовью и благодарностью мы все это до сих пор вспоминаем.

Строительство далеко не сразу началось, где-то спустя год-полтора. Но то, что мы становились свидетелями все новых преобразований на строительной площадке, не могло нас не радовать. На наших глазах вначале огородили территорию, потом через несколько месяцев появилась строительная техника, начали рыть котлован, формировался бетонный монолит фундамента, подклет нижнего храма, перекрытие – или нулевая точка – для первого и основного этажа. Потом был совершен чин закладки храма, на который с благочинным протоиереем Георгием Студеновым приехал владыка Орехово-Зуевский Алексий, архимандрит Владимир Зорин, настоятель Федосьинского храма о. Михаил Глазов. Все это происходило в подклете, на земляном полу, под литыми бетонными сводами. В основание храма была опущена памятная грамота, символические камни.

После этого через какое-то время Господь так устроил, что мы смогли собираться внутри в подклете и служить молебны. Этому содействовал отец благочинный. Конечно, проблема существовала, потому что идет стройка, при которой соблюдение правил безопасности не предполагает скопления на рабочей площадке посторонних людей… Где кабели электрические навешаны, где-то какая-то яма оставлена строителями, рабочий материал разложен, острорежущие предметы, арматура. Но, тем не менее, богослужения проводились, и по милости Божией никаких эксцессов не было, но приходилось предупреждать людей, иногда ограждать какую-то часть храма.
Служили только акафисты преп. Сергию с водосвятными молебнами, чтобы бабушки могли водичку брать. Обязательно после молебнов живое проповедническое слово, а после нередко бывала и панихида, потому что люди хотели поминать своих усопших. Потом помимо воскресения и на праздники начали собираться.

А жизнь шла своим чередом. Когда закладку произвели, стало понятно, что надо как-то уже это пространство согреть, чтобы оно стало пусть и временным, но располагающим местом молитвы. Были куплены запрестольные образ и крест, иконы, некоторые богослужебные книги, подсвечники.
Еще одним знаменательным событием стало поднятие крестов на купол храма в среду Страстной седмицы в 2010 году. Провести освящение крестов для куполов храма приезжал, по благословению Святейшего Патриарха, его викарий епископ  Кирилл, сейчас он митрополит в Ставрополе. Сохранились фотографии этого события. Народу собралось много, но в основном все стояли за строительной площадкой на тротуаре улицы. Когда кресты были подняты и установлены с помощью крана на куполах, не только храм, но вся округа приобрела уже совсем другой, завершенный и торжественный вид, который не могли испортить ни леса вокруг здания, ни отсутствие штукатурки стен, ни лужи с грязью на площадке вокруг.

Стало понятно, что надо приближать время освящения храма.  В это время отделочные работы по церкви шли в основном в верхнем храме. Стройка стройкой, но Литургия должна совершаться. Без Литургии нет полноценной приходской жизни общины. Поэтому возникла идея, что нужно в нижнем храме и иконостас ставить, Святой престол и жертвенник делать. О.Георгий на это меня благословил. Я заказал проект иконостаса, который хотя и был задуман как временный, но был достойным по своему исполнению. Хотелось сделать его простым, лаконичным, но добротным и не бутафорским. Один из знакомых художников такой проект сделал, и мы его изготовили в одной из московских фирм, специализирующихся на иконостасах, очень недорого, благо мастер был моим хорошим знакомым. Но ставить нам его долго не разрешали строители, потому что они говорили, что закрывают глаза на то, что мы тут время от времени собираемся внутри храма на молебны, но не готовы нести ответственность, когда богослужение будет совершаться по полному чину и регулярно. Потому что по гражданскому законодательству на стройке никаких собраний быть не может, а если что случится, то отвечать застройщику. Приходу здание храма все еще передано не было. Юридически они были правы, но о. Георгий был все-таки сторонником того, чтобы богослужения начинались как можно быстрее.  К этому все готовились. Покупали подсвечники, иконы. Была написана икона родителей преподобного Сергия, Кирилла и Марии, и в нее помещены их мощи.

– Расскажите, как Вам удалось достать частицы мощей Кирилла и Марии?

– Я никогда мощи специально не собирал. Бывают батюшки, благодаря каким-то своим связям, достают мощи разных святых и устраивают целые мощевики из маленьких частичек. На мой взгляд, целенаправленное коллекционирование святых мощей не совсем правильно. Если обстоятельства так складываются, что Господь посылает мощи какого-то из Своих угодников – это милость Божия, а удивлять большим собранием различных мощей прихожан ни к чему.

В свое время друзья по семинарской скамье поделились со мной мощами Радонежских святых: преп. Максима Грека, преп. Кирилла и Марии, преп. Антония (Медведева). В бытность моей учебы или даже чуть позже состоялись обретение их святых останков. И тут, само собой разумеется, если преп. Сергий – покровитель этого храма, то иметь мощи его родителей – благословение Божие. Поэтому было решено написать для этого храма икону преп. Кирилла и Марии и имеющиеся мощи в нее поместить.

Возвращаясь к истории Солнцевского храма, надо сказать, что к осени 2010 года удалось поставить временный иконостас. Стены в алтаре были отштукатурены, сделана солея, купили и вмонтировали сейф для святых сосудов. К этому времени уже был сделан бетонный пол во всем нижнем храме, но плитки еще не было. Ковролин для алтаря вырезали, ковровые дорожки расстелили, облачение на престол сделали, приобрели все необходимое для Святого престола. Потихонечку к нам стали собираться храмовые иконы. В свое время икону «Неувядаемый цвет» приобрели для этого храма. Она продавалась в магазине «Православное слово». Мне она очень понравилась по иконографии: сочная по цвету, смелая по написанию.

Особенно хотел бы остановиться на образе Божией Матери «Седмиезерная», который есть у вас в храме. Это редкая иконография, удивительная икона – Богоматерь почти с благословляющей десницей или с полуоткрытой ладонию, которая на иконографическом языке означает слушание всех просьб перед нею молящихся. В XVII веке она прославилась в Седмиезерной пустыни. Географически эта обитель находится в республике Татарстан. Но на самом деле это не первообраз, а список с иконы, которая имеет более древние истоки, и, вероятнее всего, подобная иконография имеет византийское происхождение. Надо сказать, что икону с подобной иконографией писал Дионисий для местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Сейчас это одна из жемчужин Русского музея в Санкт-Петербурге, которая именуется «Одигитрия». Есть предположение, что данный иконографический вид Дионисий придумал не сам, но писал с более древнего византийского образца.

– Вы приобрели эту икону?
– Нет, я попросил ее написать иконописца мастерской Православного Свято-Тихоновского Университета Наталью Соболеву.  Эта икона мне особенно дорога из всего того, что мы сделали в этом храме.

Также в свое время была приобретена в Троице-Сергиевой Лавре аналойная икона Архангела Михаила.

Большую икону Георгия Победоносца писала иконописец Анна Каширина.

 Что же касается временного иконостаса, то мы решили не писать  для него иконы, но послали в г. Минск своего фотографа и сделали с благословения игуменьи в Свято-Елизаветинском монастыре фотографии иконостаса с большим точечным разрешением. Там есть недавно построенный в византийском стиле храм Русских Святых, в котором местной иконой является образ равноапостольных Владимира и Ольги. А так как покровитель нашего нижнего храма – Креститель Руси, мы остановились на этом иконостасе как на самом подходящем для нас. Но нам эти иконы никак не подходили по своим размерам – их пришлось корректировать профессиональному дизайнеру.

Еще одним памятным событием было поднятие колоколов. Их привезли и краном подняли на колокольню. Тогда один из барабанов, в котором сейчас расположена колокольня, оставался незакрытым. И колокола заносились краном через верх, а потом и развешивались на балках.

Чин освящения колоколов был совершен накануне первой литургии в нижнем храме. Субботним днем 13 ноября 2010 года мы поднялись на колокольню вместе с хором и по благословению о. благочинного протоиерея Георгия совершили освящение колоколов. Запомнилась ветреная погода и красивый вид, открывающийся на окрестность, и первые мелодичные звуки, оповестившие всю округу о начале богослужебной жизни. Храм заговорил языком колокола.

А на следующий день, 14 ноября, в день бессеребренников Косьмы и Дамиана, о. Георгий Студенов совершил водосвятие с окроплением стен и икон, в котором мне посчастливилось поучаствовать, и совершилась первая Божественная литургия. Отец Владимир не служил, молился в алтаре, так как приехал из больницы и был после операции, но в конце облачился и вышел на молебен. Было радостно, торжественно, люди приехали из прихода в Коньково, много было и местных жителей. Но главное – новый Престол, и это место освятилось бескровной Жертвой, ради которой и строятся повсюду христианские храмы. Храм задышал полными легкими, зажил полноценной приходской жизнью. Встал вопрос о постоянных священниках в этом храме. По благословению Преосвященного владыки Истринского Арсения в Сергиевский храм был командирован о. Алексий Забелин, и моя миссия в этом храме подошла к концу. Ему я и передал эстафету административных хлопот и богослужебных обязанностей.

Знаете, первый раз я увидел проект храма в Солнцево в Солнцевском ЗАГСе, куда я пришел в декабре 2006 года регистрировать кончину своей бабушки, прожившей в этих местах почти всю свою жизнь. У сотрудницы-регистратора на столе стояла открытка с изображением будущего Солнцевского храма. Она показала его мне и поделилась радостью, что в Солнцево построят храм. Тогда я еще не предполагал, что приму участие в его возведении как местный житель. Я ведь тоже прописан на ул. Главмосстроя в Солнцево. Думаю, что Господь меня сподобил приложить ко всему этому руку еще и по молитвам моей покойной бабушки…

версия для печати версия для печати