Проповедь епископа Егорьевского Тихона в неделю 22-ю по Пятидесятнице в храме прп.Сергия Радонежского в Солнцево

В неделю 22-ю по Пятидесятнице епископ Егорьевский Тихон совершил Божественную литургию в храме прп.Сергия Радонежского в Солнцево. После богослужения владыка обратился к прихожанам со словом проповеди.

Дорогой отец настоятель, дорогой, о. Александр!

Дорогой о. Серафим!

Дорогие отцы, братья и сестры!

о. Александр очень правильно сейчас сказал по поводу того, что задача храма, задача священников вести паству ко Христу. Действительно, сейчас множество послушаний, действительно сейчас множество забот и дел у нашей Церкви и, конечно же, прекрасно, что в вашем приходе существуют все те служения, которые сейчас востребованы от мира, чтобы этот мир был постепенно воцерковлён, но все же, проходя все эти служения, мы должны помнить о самом-самом главном. И вот об этом самом главном нам говорит сегодня притча, которую мы с вами слышали в евангельском чтении. Все мы её знаем, но давайте еще раз напомним её сами себе.

Господь в беседе с народом, а перед этим Он говорил с учениками и с фарисеями, рассказал такую притчу:

«Жил богач, который ни в чем себе не отказывал, который каждый день устраивал пиры, роскошно одевался, был счастлив, сыт и беззаботен. А у дверей его дома валялся человек по имени Лазарь, который мечтал получить крохи от стола богача и его друзей.

Оба умерли. И богач, оказавшись в Геенне, воззрел и увидел Лазаря, того самого Лазаря несчастного, лежащего на Лоне Авраамовом, т.е. это то же, что мы сейчас обозначаем, как Царствие небесное, как Рай — цель жизни каждого верующего в истинного Бога человека, цель жизни каждого христианина, — то, куда ведет нас Господь. И претерпевая страшные муки, жаждая быть рядом с Богом и Авраамом, богач не мог этого сделать, он испытывал тяжелейшие мучения, которые переданы в Священном Писании словом «жажду». И он обратился к Аврааму: «Омочи свой палец в воде и докоснись хотя бы до моих уст, чтобы облегчить эту жажду мою, чтобы я хоть чем-то был сопряжен с вами — с теми, кто находится в Царстве Небесном, на Лоне Авраамовом». И Авраам сказал ему: «Это невозможно. Между нами страшная пропасть. Ты получил своё на земле, а Лазарь, вот он оказался здесь». Почему? — мы будем сейчас об этом говорить. Богач обращает совершенно неожиданные слова к Аврааму, он просит, чтобы некто воскресший пришел туда к братьям, пяти братьям, которые так же упивались жизнью, не обращая ни на что другое внимание, кроме как на свое бесконечное, как им казалось, земное счастье. «Пошли туда, и если воскреснет мертвый и засвидетельствует о том, как эта жизнь беззаботная, где нет забот ни о чем другом, кроме как о своем наслаждении, чем она заканчивается». И Авраам сказал, что им даны Моисей и пророки — Священное Писание, если даже мертвые воскреснут, они не внемлют».

Мы слышим эту притчу каждый год и понимаем, конечно же, её смысл. И каждый год священник нам об этом толкует. Но древние люди времен Христа воспринимали её в некоторой степени иначе. Имена в Иудее времен Спасителя были говорящие, и если Спаситель говорит, что у ворот дома богача лежал Лазарь, то они слышали не просто незнакомое и непонятное для нас имя собственное, а имя, раскрытое по смыслу. Лазарь переводится с еврейского как «надеющийся только на Бога». Лежал человек, сила которого была в Боге — это было его имя и имя совершенно особенное. Мы видим, что ни о слове ропота, осуждения, озлобления не было сказано. Когда Господь говорил о человеке, сила и надежда которого была Бог. А у богача не было имени. Он был и обозначен как человек, смысл жизни которого было богатство, упоение этим богатством. И Спаситель дальше раскрывает, в чем же было это упоение: каждый день он шумно пировал вместе со своими друзьями, не отказывая себе ни в чем, и в этом почитал весь смысл жизни. Вот, если раскрыто сказать: жил человек, который был счастлив, что ни в чем себе не отказывал, был счастлив и силен своим богатством, и был человек, который был силен Богом.

Почему же богач безымянный, весь смысл которого был в богатстве, не оказывается рядом с Богом, и это отторжение от Бога и дает те самые мучения, которые совершенно невозможно описать? Человек вне Бога — это и есть мучение. Все эти образы, которые иногда простонародные и описывают ад, иногда философичные, но это не имеет значения. Смысл мучения — невозможность человека быть с Богом, с Любовью, со Смыслом всей жизни Вселенной.

Мы знаем о том, что Святая Церковь, обозначая грех, тяжкий грех этого богача, говорит о том, что он не был милосерден. Он ничем не помог человеку, который был рядом, который страшно нуждался в этой, хотя бы малой помощи.

Немилосердие, жесткость, чем бы они не оправдывались, загораживают путь к Богу. «Блаженны милостивые, яко тии помилованы будут».

Возвращаясь к теме, которую затронул о. Александр, — чему мы все, священники и миряне, должны учиться в храме, так это, в первую очередь тому, что сделает наши души способными пребывать с Богом.

Что сделает нас, в наших мыслях, чувствах подобными тем, кого хочет Господь видеть рядом с собой. Что поможет нам изгнать из наших душ то, что препятствует соединению с Богом. Препятствует восхождению на лоно Авраама. Препятствует воцарению Царствия Небесного внутри нас. А ведь это качества человеческие, которые всем известны: блаженны кротции, блаженны милостивии, блаженны чистые сердцем. Мы все эти добродетели, все эти качества знаем прекрасно, читая Священное Писание, слушая в самом начале Литургии замечательные песнопения. Да и попросту желая того, чтобы к нам именно так относились люди — с милостью, с кротостью и так далее. Вот если мы не воспитаем в себе эти простые качества, мы не будем в Царствии Небесном. Мы окажемся там, где богач. Нас не узнают даже по имени. Мы не будем надеющимися на Бога. Мы не будем теми, кого Бог — сила. Чья сила будет? Вот и все простое учение вхождения в Царствие Небесное. Этому мы должны учить себя. Этому мы должны учить детей. И как радостно, когда иногда это видишь.

Вот вчера мы ехали в машине и попали в очередную московскую пробку и перед нами стоял небольшой автомобиль, раскрашенный как такси, видимо частник, подрабатывает, и сверху была соответствующая табличка. И вдруг я вижу, что открывается дверь и выскакивает из машины этот водитель. Бежит к тротуару, а на тротуаре сидит женщина, которую я даже не заметил, нищенка, бросает ей денежку и садиться снова в автомобиль.

Не знаю, верующий он, или неверующий, но недалек человек от Господа по-настоящему, если есть у него такое милосердие.

И еще вчера был удивительный пример и удивительный случай. Вчера в Манеже открылась большая выставка, технологическая. Все необычайно интересное, все вертится, крутится, специально для молодежи все отрасли нашей промышленности представили перспективные проекты, которые есть у них. Но в центре этой выставки рассказ о человеке. А какого человека мы хотим видеть через двадцать, тридцать, пятьдесят лет? Какими будут вот эти дети, ваши дети, внуки, правнуки. И какими мы хотим их видеть, украшенными какими качествами? И вот там есть один стенд и на этом стенде множество и прекрасных и спорных качеств, и предлагается выбрать три из них. Там и мужество, и профессионализм, и жесткость по отношению к врагам, и прочие. И какие-то хорошие качества. И вот Святейший Патриарх и еще несколько человек проходили там, и одному из первых посетителей экспозиций предложили выбрать три качества. И этот человек выбирает из всего множества три качества: любовь, доброту и милосердие. Он желает, чтобы именно они были в детях, в будущих потомках, в будущих наших наследниках, гражданах нашего Отечества. Этого желает и Господь. Через Апостолов он говорит, плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, благость, т.е. доброта, вера, воздержание. Если вы сможете воспитать в себе эти чувства покаянием, исповедью, исправлением жизни и отторгнуть от себя, все то, что противоположно этим чувствам, вы станете детьми и наследниками всего Небесного Царства. Вы станете дочерями и сыновьями самого Господа Бога. Вы станете друзьями и братьями Господа нашего Иисуса Христа. Как иногда нам хочется быть пожестче, а иногда нам хочется расширить этот список, предложенный апостолом Павлом. Но именно это, то что перечислил Апостол Павел и в первую очередь милосердие ждет от нас Господь. Так будем же, дорогие братья и сестры, исполняя все наши послушания; церковные, семейные, послушания по службе, всегда помнить главную цель. Ничто нечистое в Царствие Божие не войдет! Чистота в исполнении Заповедей Христовых. Чистота в стяжании тех блаженств, о которых говорит Господь в Нагорной проповеди. Не будем умствовать, не будем порой оправдывать наши грехи, жесткое отношение к людям. Бог ждет от нас именно того, о чем Он говорит, а не то, что мы надумали.

Еще раз, позвольте, Вас поблагодарить Вас, отец Александр и вас дорогие братья и сестры, за приглашение в ваш прекрасный храм. Конечно, необычайно радостно видеть огромное количество христиан, которые приходят в дом своего Отца, чтобы направить свою жизнь в Царствие Небесное! Аминь.

версия для печати версия для печати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *